Воскресенье, 30.06.2024, 13:14Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Декабрята 2006
Меню сайта
Категории каталога
Гороскопы [5]
Питание детей [11]
Развивающие занятия с малышом [8]
Воспитание детей [6]
Первый день рождения малыша [2]
Здоровье детей [12]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 33
Мини-чат
500
Главная » Статьи » Детские статьи » Развивающие занятия с малышом

Начинаем говорить
Подготовка к активной речи начинается задолго до ее появления. Для того чтобы ребенок перешел от пассивного понимания слов к собственной речи, необходимы по крайней мере три условия: развитие общения со взрослым, насыщение слышимой речью и появление интереса к слову, становление собственной предметной деятельности.
Речь возникает и развивается как средство общения ребенка со взрослым. И, если у малыша нет потребности в общении с окружающими, если он не стремится к близким людям и не тянется к разнообразным контактам с ними, активная речь возникнуть не может. Уже не раз и в науке, и в практике воспитания было показано, что количество и качество эмоционального, ситуативно-личностного общения, со взрослым существенно влияют на сроки появления первых слов и на речевое развитие в целом. Поэтому следует помнить, что, осуществляя эмоциональный контакт с младенцем, мы не просто развлекаем его и удовлетворяем уже существующие потребности, но и готовим к будущему, в том числе речевому, развитию.
Ребенок слышит человеческую речь постоянно. Взрослые не только обращаются с ней к малышу, но и разговаривают в его присутствии; к тому же звучащая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но далеко не всегда малыш слышит и различает речевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на развитие собственной речи только в том случае, если она включена в общение с человеком. Недостаточно просто включить радио, чтобы слышимые звуки компенсировали ребенку одиночество и тишину. Не умея анализировать громкие и ненужные звуки, он просто перестает воспринимать их и может даже на время оглохнуть, защищая себя от непонятного ему шума. Восприятие речи до полутора лет необходимо определенным образом организовывать. Для этого взрослые не должны постоянно разговаривать со своим малышом. Попробуйте вместе послушать пластинку. На 5-7 мин. включите забавную детскую сказку и слушайте ее вместе с ребенком, иногда поглядывая на него. Ваша сосредоточенность и интерес обязательно передадутся ему – он будет внимательно следить, как слушаете вы, и очень скоро научится слушать сам. У малыша появится желание поделиться своими впечатлениями, он будет тянуться к совместному восприятию, стараясь обратиться ко взрослому с речью. И пусть вас не смущает многократное прослушивание одной и той же пластинки. Чем дольше будет воспринимать ребенок одну и ту же звучащую речь, тем больше радости переживет он от узнавания знакомых звуков, тем больше будет выделять и узнавать их, ждать их появления. Особое внимание обратите на совершаемые малышом во время прослушивания мелкие движения руки. Становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют сходную физиологическую основу. Иногда для того, чтобы определить, владеет ли ребенок речью, достаточно попросить его показать пальчик, еще один и пр. Если он выполняет эту простую просьбу, первое активное слово в его голосовом репертуаре наверняка есть.
Очень важно также, чтобы слышимая речь вызывала у малыша желание «поговорить» самому, произнести лепетные звуки, напоминающие настоящую речь. Обычно при правильной организации прослушивания наблюдается взрыв голосовой активности. Ребенок как бы начинает понимать, что общаться со взрослым и сообщать ему о своих впечатлениях лучше всего с помощью голоса.
Таким образом, слышимая речь неотделима для ребенка от конкретного человека. Причем необязательно этот человек должен постоянно говорить. Иногда достаточно его молчаливого присутствия. Но доброжелательное внимание, взгляд в глаза и сосредоточенность на слышимой речи необходимы. Вне присутствия конкретного живого человека и без его участия речь не воспринимается малышом и не ведет к его речевому развитию.
Воспринимая речь, ребенок начинает выделять отдельные слова и различать фонемы языка – отличать близкие по звучанию слова. Для развития фонематического слуха можно проводить с малышом специальные игры.

Взрослый садится за стол напротив ребенка, в руках у него две игрушки – кукла Шура и кошка Мура. Игрушки прячутся за стол. После того как взрослый говорит слово «Шура», с левой стороны стола появляется кукла и разговаривает с малышом, а потом прячется. После слова «Мура» с правой стороны появляется кошка, которая тоже обращается к ребенку, мяукает и исчезает. Через несколько таких появлений малыш уже знает, что Мура появляется справа, а Шура – слева, и после соответствующих слов, если он их, конечно, различает, сразу поворачивает голову в нужную сторону и ждет появления игрушки. Такие игры очень нравятся детям, и скоро они начинают сами звать героев по имени.

Третье условие нормального развития речи состоит в становлении предметной деятельности малыша и его делового сотрудничества со взрослым. Для того чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в этом. Она складывается из потребности в общении со взрослым и нужды в каком-нибудь предмете. Ни то ни другое в отдельности само по себе к слову еще не ведет. Малыш может успешно общаться со взрослым без всяких слов, обмениваясь улыбками и вокализациями, он может и подолгу заниматься с игрушками, не испытывая никакой нужды в их назывании, если такую нужду не создаст взрослый. Задачу сказать что-то ставит перед ребенком именно он. А потребность в предметном сотрудничестве и в общении побуждает малыша принять эту задачу и сказать нужное слово.
Если ребенок любит заниматься с предметами, тянется к взрослому и к совместной деятельности с ним, если он внимательно слушает взрослых и повторяет отдельные слова, можно считать, что он готов к активной речи и скоро заговорит. Однако и в этом случае переход к активной речи может несколько затянуться.
Для активизации речевой способности ребенка можно провести с ним своего рода обучение. Попробуйте отодвинуть нужную и привлекательную для малыша игрушку так, чтобы он сам не мог дотянуться до нее. Это, естественно, вызовет стремление ребенка достать желанный предмет. В ответ на попытки малыша дотянуться до игрушки отчетливо произнесите ее название «ляля», или «тик-так», или «миша». Не давайте ребенку игрушку до тех пор, пока он сам не назовет ее словом. Сначала малыш будет изо всех сил тянуться к предмету и выражать свое нетерпение. Потом его усилия переключатся на взрослого: он будет указывать пальчиком на предмет и пытаться выпросить его своим гневным лепетом: «Дай-дай-дай ». И только на третьем этапе возникнет отношение к слову. Это проявится прежде всего в том, что ребенок начнет смотреть на губы взрослого и слушать то слово, которое он произносит. Поэтому важно говорить слово отчетливо, с ярко выраженной и даже утрированной артикуляцией, чтобы малыш сразу заметил движение губ. Сосредоточенность ребенка на артикуляционном аппарате – важный признак того, что слово выделилось в его сознании и стало предметом внимания, а это значит, что он сам вот-вот его произнесет. Собственное произнесение нового слова приносит ребенку столько радости, что он начинает повторять его снова и снова и иногда даже предпочитает словесную игру желанной игрушке.
Только пройдя эти три этапа, дети полутора-двух лет начинают активно произносить слово в своей самостоятельной деятельности. Если ребенок остановится на первом этапе и будет стремится только овладеть игрушкой, потрогать или покрутить ее в руках, называния предмета не произойдет. Значит, надо привлечь его внимание к звучащему слову. Здесь полезны игры типа «Скажи тик-так», «Скажи миша» и пр. Хотя они и не ведут к самостоятельной речи, прямому копированию образца, но вызывают интерес к шевелящимся губам взрослого, к его артикуляции и помогают установить связь между словом и предметом, подготавливая тем самым к называнию.
Цель подобных занятий состоит в создании потребности назвать предмет словом. Достаточно часто задержка в речевом развитии связана именно с тем, что родители удовлетворяют абсолютно все желания малыша, угадывая их по первому взгляду или звуку. Можно вспомнить известный анекдот про мальчика, который до пяти лет молчал и которого родители считали немым, но однажды за завтраком он сказал, что каша недостаточно сладкая. Когда удивленные родители спросили, почему же он раньше ничего не говорил, он ответил, что раньше все было в порядке.
Итак, подготовка к активной речи состоит в том, чтобы создать у ребенка потребность в слове.
Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему побольше словесных образцов: «Скажи часы, скажи ложка...» и пр. И к великой радости взрослых многие малыши уже в восемь-десять месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные слова и даже выражения, поражая всех своими «необыкновенными способностями». Такие игры развивают у ребенка подражание звуковому образцу. Долгое время принято было считать, что подражание является чуть ли не единственным источником развития речи, а подобные игры в «скажи» – основным методом обучения. Однако, несмотря на впечатляющую простоту этого метода, его эффективность для правильного речевого развития весьма сомнительна. Более внимательный анализ показывает, что прямой связи между подражанием и активной речью нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не употреблять его самостоятельно в реальной, живой ситуации. К тому же подражание у детей этого возраста часто носит отсроченный характер: малыш может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ребенка. Очень часто упорные попытки взрослых добиться от малыша повторения оканчиваются ничем. Например, ребенок произносит в ответ совершенно иную фразу: его просят сказать «лампа», а он говорит «буль-буль» – или вообще ничего не произносит. И лишь спустя неделю, а то и больше при совершенно других обстоятельствах в его речи вдруг появляется это слово.
Получается, что связь между словом и подражанием далеко не прямая и не простая. Воспроизведение речевого звука еще не есть собственное слово ребенка. В то же время первые слова малыша, как мы уже говорили, очень часто совершенно не похожи по своему звучанию на слова взрослых. И все же подражание – необходимое условие овладения речью. Ведь дети всегда говорят на том же языке, что и их родители, используя те же слова и те же звуки. Но эти звуки не просто механически повторяются, а выражают и отражают собственные впечатления ребенка, его действия, его отношения, благодаря чему они становятся его собственными словами, а не повторением речевых звуков взрослого. Поэтому, пытаясь помочь малышу быстрее заговорить, взрослые должны заботиться не только и не столько о правильном произнесении слов, но прежде всего стремиться к тому, чтобы он воспринимал мир и выражал свои впечатления посредством человеческой речи.
Ниже мы приведем несколько приемов, направленных на развитие речи, которые можно использовать в работе с детьми от года до трех лет. Все они основаны на включении речи в деятельность ребенка, в его общение со взрослым и в восприятие разнообразных впечатлений.
Совместное рассматривание предметов. Взрослый и ребенок наблюдают за чем-либо. При этом взрослый выразительно описывает все, что видит малыш. Рассматривание предметов важно сочетать с активными действиями ребенка, чтобы слово связывалось с предметом и с действием. Нужно, чтобы дети имели возможность проявить свою активность: выполнить простые движения, произнести знакомые и малознакомые слова. Всякие проявления активности и интереса к предмету нужно обязательно поддерживать и поощрять.
Чтение потешек. Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок, потешку или сказку («Ладушки», «Сорока-ворона», детские стихи А. Барто, «Репка», «Курочка ряба» и пр.). Когда текст уже хорошо знаком детям, можно делать в конце каждой строки паузы, чтобы побуждать ребенка к произнесению недостающих слов. Например: «Я люблю свою... лошадку» или «Жили-были дед... и баба» и пр. Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок подсказывает взрослому нужное слово. Обычно такое договаривание слов приносит малышу большое удовольствие.
Знакомство с новым словом. Новое слово, обозначающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект действия. Этот прием усиливает интерес к слову и закрепляет определенные словосочетания. Например, слово «клюет»: «Саша кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют, и воробышки клюют... Вот как они клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет...» и т.п. Этот прием необходимо сопровождать рассматриванием соответствующих картинок или действиями с игрушками, чтобы новое слово не было оторвано от своего значения.
Поручения, требующие ответа-действия. Взрослый просит что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка, как пассивной, так и активной: поручение должно быть понятно и доступно и в то же время требовать сосредоточенности и не выполняться механически. Наиболее простыми являются просьбы принести игрушку, когда эта игрушка лежит на виду и ничто не отвлекает внимание ребенка. Более сложными являются поручения найти и принести игрушку, находящуюся среди других (двух, потом трех). Еще более сложно найти предмет, если он лежит не на самом видном месте, а где-нибудь в стороне и поручение требует целенаправленного поиска. Последующие задания могут включать поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, а потом – мячик». Так, постепенно усложняя поручения, можно приучать ребенка регулировать свои действия словом. Такое действие по инструкции является более осознанным и произвольным, чем спонтанные движения, ведь, чтобы выполнить поручение, ребенок должен удерживать слово взрослого в течение какого-то времени. Помочь ему в этом может повторение этого слова. Желательно, чтобы малыш сам повторил, что ему нужно принести, а когда выполнит поручение, сказал, что он принес. Конечно, такого рода поручения можно давать только в том случае, если ребенок может и хочет их выполнять и если выполнение приносит ему удовольствие. Если же малыш отказывается и не реагирует на просьбы взрослого, нельзя требовать и заставлять его выполнять их.
Звуковое обозначение действий. Этот прием очень важен для построения звукового образа своих действий. Он заключается в том, что любимые действия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными звуками. Например, когда малыш рисует штрихами капли дождя, он может говорить: «Кап-кап-кап», когда бежит или танцует: «Топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком: «Тук-тук» и пр. Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, потом ребенок повторяет за ним соответствующие звуки, и они вместе сопровождают звуками действия, а потом уже сам малыш одновременно и действует, и произносит звуки.
Речевое сопровождение действий. Этот прием является более сложным вариантом предыдущего. Он заключается в том, что ребенок сопровождает свои действия уже не комплексом звуков, а развернутой речью. Конечно, до трех лет речевые образцы дает взрослый. Здесь хорошо использовать народные игры, в которых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст подсказывает, что и в какой последовательности нужно делать.
Спектакль игрушки. Ребенку показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание этих сценок должно быть очень простым и легко узнаваться. Показ должен обязательно сопровождаться знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушкам и желание помочь им. Сразу после сценки можно спросить малыша, что он видел. С помощью вопросов и подсказок взрослого совсем простыми словами ребенок может передать свои впечатления от увиденного. Эту игру лучше использовать после двух лет, когда в арсенале детей уже достаточно слов. Постепенно можно усложнять и разнообразить действия с игрушками, при этом сами игрушки лучше оставлять теми же – скоро ребенок привяжется к ним, они станут его любимыми, и он сам сможет хорошо играть с ними.
Разговоры по телефону. Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый. Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает. Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы. Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.
Отвечаем на вопросы. Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица "своего" персонажа массу вопросов персонажу ребенка.
Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее. Что бывает…. Какое бывает…
Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)
Или наоборот:
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.
"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
Кто что делает.
Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит,…"
"Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идет, тает,…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?"
"Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?"
"Носит грибы на иголках?" и т.д.
Что где? Кто где?
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры. Что есть у нас на кухне? Что есть у нас в прихожей? И так далее. Где у нас стоит телевизор? Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке). Потом "отправиться" в путешествие. Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле? Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…
Угадай, кто это? Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк) Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц) Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик) Длинная, безногая, ядовитая. (змея) Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса) Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
Мы привели лишь несколько игровых приемов, активизирующих речь маленьких детей. Конечно, их может быть значительно больше, все зависит от вашей фантазии и от желания общаться с ребенком. Но все занятия, которые проводятся с малышом, должны удовлетворять следующим требованиям:
– они должны быть интересны для малыша и доставлять ему радость. Заставлять ребенка делать то, что он не хочет и не может, – недопустимо;
– все приемы по развитию речи должны быть включены в собственную деятельность малыша. Слова не должны быть пустым звуком, а должны обязательно опираться на конкретные впечатления. Пассивное повторение слов не приведет к развитию активной речи;
– все приемы должны быть индивидуально адресованными. Даже если занятие проводится сразу с несколькими детьми, вы должны быть уверены, что каждый из них смотрит на вас и сосредоточен на том, что вы говорите и показываете;
– занятия должны быть очень короткими – не более 3-5 мин. Дольше этого времени ребенок от года до трех лет не может удержать свое внимание на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях, чтобы дети сразу узнавали их и понимали, что от них требуется.
Сроки и темпы овладения речью у каждого ребенка индивидуальны. Уже не раз психологи пытались установить, сколько слов должны говорить дети каждого возраста. Однако пока эти попытки ничем не кончились: между детьми от года до двух лет слишком большие различия, которые потом сглаживаются. Само по себе количество произносимых слов еще мало что говорит о развитии речи. Важно, чтобы развитие речи шло по правильному пути. Но, если ребенок до двух с половиной лет не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчит. Ведь причины задержки слов могут быть совершенно различными. Попытаемся рассмотреть самые типичные варианты речевых трудностей у детей двух-трех лет и дать соответствующие рекомендации по их преодолению.
Задержка на стадии называния. Ребенок, легко называющий окружающие предметы словами, может надолго остановиться только на этом уровне. Называя предметы, он не использует речь в своей деятельности и в общении с людьми, заменяет речь движениями, жестами, требовательными возгласами. Такие дети предпочитают молчаливые игры, не требующие контакта с людьми. Это бывает обычно тогда, когда слово произносится только под влиянием образца взрослого. Вместо предметных действий и общения с окружающими ребенок с удовольствием повторяет за взрослым названия различных предметов, и лишь в эти минуты появляется стремление к общению. Отсутствие активной речи невротизирует малыша, он становится капризным, выражает свое недовольство плачем и криком.
В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка. Во-первых, нужно включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с малышом по типу «давай вместе» – катать мячик или машинку друг другу, нагружать кубиками игрушечный грузовик и пр. И, в-третьих, нужно как можно больше говорить с ребенком, но не учить его говорить: читать книжки с картинками, рассказывать о его и своих действиях, вместе наблюдать за окружающим.
Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Мы уже упоминали о трудностях этого рода, когда общение до двух лет сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и для возникновения активной речи необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, об особенностях и организации которого мы уже говорили выше.
Фетишизация предметов может стать причиной новых, противоположных трудностей в овладении речью. Дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции, издают вокализации, проявляют сосредоточенность и двигательную активность и т.д. Внешне картина их поведения выглядит вполне благополучно, но тщательное наблюдение показывает, что они как бы выпадают из ситуации общения с окружающими. Такие дети практически не обращают внимания на взрослых: не смотрят им в глаза, не выполняют их просьбы, не обращаются сами с просьбами или за поддержкой. Даже свой протест малыш выражает как-то особенно: смотрит в пустоту или на игрушку, но только не в глаза человеку. Отсутствие необходимых связей с людьми проявляется и в стремлении делать все самому: взрослый как партнер по совместной деятельности, как человек, демонстрирующий образцы действий, совершенно не нужен. Поэтому предметные манипуляции таких детей, как правило, весьма бедны и однообразны, хотя и многочисленны.
В этом случае следует прежде всего вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое поглаживание по головке, называние малыша по имени, положительная оценка всех его действий, доброе и внимательное взаимодействие на основе улыбок и зрительного контакта могут привлечь ребенка к взрослому. Можно поиграть и в «младенческие игры» без предметов; например, взрослый может спрятаться сам или спрятать лицо ребенка, а потом обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «Сороку-ворону», и в «Ладушки», и в другие простые игры.
Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Бесчисленное количество игрушек и предметов следует сократить, оставив лишь немногие. Оставшимся предметам и действиям с ними следует по возможности придать «человеческий» характер: куклу жалеть, кормить, называть по имени, в машинку посадить водителя, обезьянку лечить или укладывать спать и пр.
Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному. Если ребенок не проявляет никакого интереса к сотрудничеству, попробуйте в его присутствии организовать совместную игру с другим партнером. Два взрослых могут катать друг другу тот же мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорей всего малыш захочет немедленно занять место одного из взрослых. Также полезны в этом случае игры с имитацией. Взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет слова вслед за ним.
Если же все усилия оказываются бесполезными и ребенок по-прежнему, не обращая внимания на взрослых, продолжает однообразно заниматься с предметами, это серьезный симптом аутизма – психической болезни, которая в последнее время все чаще встречается у наших детей. В этих случаях нужно постараться показать малыша специалистам.
Детские слова могут препятствовать развитию обычной, нормированной речи. Причина употребления специфических детских слов типа «бу-бу», «люка», «няка» в том, что правильное звукопроизношение затруднено еще несовершенной артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания произносимого слова. Поэтому взрослые должны неукоснительно соблюдать одно правило: не заменять разговор с малышом языком «мам и нянь», т.е. не говорить с помощью различных «бу-бу» и «ням-ням», стараясь постоянно привлекать его внимание к звуко-произносительной стороне речи. Обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения. Попытки малыша сказать слово правильно бывают очень забавны. Результаты его стараний не всегда видны взрослым. Согласно принятым возрастным нормам десректы в произносительной стороне речи считаются возможными до пяти лет. Тут уж главное – запастись терпением. Со временем при правильном воспитании неточное произношение устраняется само собой. Если же и после пяти лет ребенок шепелявит, картавит или коверкает другие звуки, нужно обратиться к логопеду. Эти десректы легко устраняются.
Ему трудно так быстро перестроиться и за несколько месяцев превратиться из младенца во взрослого человека.
Мы видим, что случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно внимательно наблюдать за малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер и постоянно быть готовым к контактам с ним. Конечно, для озабоченных своими делами взрослых это очень непросто, ведь малыш, который стремится к сотрудничеству, бывает не в меру активен и буквально не дает покоя. И все же ребенок от года до двух лет, занимающий себя сам, подолгу сосредоточивающийся на предметах и не доставляющий взрослым никаких хлопот, – явление, крайне неблагоприятное и внушающее опасения. Постоянные контакты со взрослым совершенно необходимы для правильного психического, в том числе и речевого, развития.

Категория: Развивающие занятия с малышом | Добавил: beremka (14.11.2007)
Просмотров: 741 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 3
3 beremka  
0
статья-то хорошая, только запомнить все, что там написано, трудною.....

2 Курникова  
0

1 Мяфка  
0
хорошая статья

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]